Цетинский монастырь

Город Цетинье , лежащий у подножья горы Орлиный Крест, долгие века был столицей Черногории, тогда еще называвшейся Зетой, а Цетиньский монастырь на протяжении почти пятисот лет со дня своего основания в 1484 году был административным, просветительским, духовным центром и являлся резиденцией митрополитов. Цетиньский монастырь — это сердце и душа православной Черногории, он всегда являлся символом свободы и сильного духа черногорского народа. Ныне при монастыре действует семинария, силами монашеской братии совершаются регулярные богослужения. Святые врата монастыря открыты как для туристов, так и для паломников.

В Цетиньском монастыре в храме Рождества Пресвятой Богородицы находится ковчежец с десницей Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (раньше она принадлежала дому Романовых, во время гражданской войны была вывезена вдовствующей императрицей Марией Федоровной (матерью Николая II) в Копенгаген. Она же и пожелала, чтобы святыня хранилась на православной земле, и передала ее Черногорской Митрополии) и Частицей Святого и Животворящего Древа Креста Господня, а также рака с мощами святого Петра Цетиньского. Эти великие христианские святыни неизменно привлекают благоговейное внимание паломников.

Не менее охотно монастырь посещают и туристы. Они осматривают архитектурный ансамбль монастыря, который в своем современном виде постепенно формировался с 1785 года, когда Цетиньский монастырь начал восстанавливаться после последнего нападения турок. История монастыря неразрывно связана с историей государственности в Черногории, так как монастырь был резиденцией митрополитов и правителей, там находится усыпальница Петровичей-Негошей – династии, правившей Черногорией до 1918 года. Выдающийся основатель этой династии черногорский князь Даниил I Петрович-Негош и его брат, воевода Мирко, прозванный Мечем Черногории, погребены прямо в храме Рождества Пресвятой Богородицы. В монастырском музее вниманию посетителей предлагаются такие уникальные экспонаты, как корона св. Стефана Дечанского, епитрахиль св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов, различные дары от русских императоров. Достойно внимания также и обширное собрание рукописных и первопечатных книг XIII-XIX вв.